К сожалению, среди старшего поколения бытует не самое лестное мнение о современной молодежи. Бабушки и дедушки, мамы и папы, старшие сестры и братья, увы, не без оснований считают, что нынешние тинэйджеры способны только пить, курить и дрыгаться на дискотеках до полного упадка сил. Частично это правда, но вовсе не стоит так категорично оценивать все молодое поколение. Предоставленные чаще всего самим себе, подростки самостоятельно ищут, чем занять свой досуг. Так, на постсоветских просторах, в основном в Украине и России, появились толкиенизм, всевозможные экстремальные виды спорта, флеш-моб, квест и многое другое. Очередной модной забавой стал паркур.
Истоки Это увлечение (спорт? дисциплина? — сами поклонники движения не могут до конца определить его статус) зародилось во Франции в середине 90-х годов прошлого века. Основателем паркура (от французского parkour, искаженное от parcours — дистанция, полоса препятствий) считается молодой человек по имени Дэвид Белль из пригорода Парижа Фекам. Белль вырос в семье активных людей: его дед и отец были высококвалифицированными пожарниками и спасателями, поэтому и неудивительно, что с детства он был приучен к гимнастике, атлетике, акробатике, единоборствам, скалолазанию и другим дисциплинам, где главный залог успеха — абсолютное владение своим телом. В 15 лет Дэвид Белль покинул школу и начал самостоятельно развивать свои таланты, чтобы все приобретенные навыки были не просто пустым довеском к другим достоинствам, а могли и пригодиться в реальной жизни. Собственно, примерно отсюда и можно начинать отсчет годам паркура…
Философия паркура определяется следующим выражением: «Искусство рационального преодоления препятствий». Главная идея — нет границ, есть только препятствия. Видишь стенку — перелезь. Видишь скамейку — перепрыгни. Совершенствуя способы преодоления препятствий, трейсеры (от от французского traceur — прокладывающий путь) сформировали несколько десятков трюков (или vault’ов), что в принципе и стало основой движения. Описывать данные трюки со сложными для русского уха названиями (precision jump, Cat passing или tale spin) не имеет смысла, это нужно видеть своими глазами. Ребята прыгают через скамейку, пронося ноги под руками, вертятся вокруг своих рук, опершись на край твердой поверхности, бегают по стенам, прыгают выше своего роста, оттолкнувшись от вертикальной поверхности и вытворяют умопомрачительные комбинации трюков, приблизительную суть которых даже фотоснимок не способен передать. Но главное — все эти трюки действительно являются рациональным способом преодоления того или иного препятствия в тех или иных условиях. С международным развитием движения преобразовывались и усовершенствовались трюки, оттачивалась техника, появлялись новые приемы, но основа и идеология паркура не менялись. Главное — скорость и эффективность. В идеале это получается еще и весьма эффектно. Поэтому неудивительно, что трейсерами заинтересовались кинематографисты, которые тоже приложили руку к развитию и распространению движения (во многом популярность движению обеспечили видеоролики трейсеров, распространенные в Интернете). Культовыми для трейсеров считаются фильмы «Ямакаси» французского режиссера Люка Бессона (так, кстати, называлась первая команда, собранная Дэвидом Беллем) и особенно «13-й район», в котором в главной роли снялся сам Белль (то есть паркур в авторском исполнении). Собственно, можно с большой долей вероятности утверждать, что именно фильмы «Ямакаси» и «13-й район» послужили импульсом для развития паркура в Украине и России. И в Одессе в том числе…
Прыжки в Южной Пальмире Одесский паркур берет свое начало примерно с 2003 года. И что самое интересное, вовсе не благодаря вышеназванным фильмами. Основателем паркура в Южной Пальмире можно с полным правом считать Олега Ошарова более известного под ником Ice. Впрочем, лучше предоставим слово ему самому: — Мне всегда с детства нравились Джеки Чан и другие кинематографические спортсмены-трюкачи, — рассказывает Олег. — А о паркуре я узнал, конечно же, с помощью Интернета. Скачал случайно видеоролик, в котором спортсмены делали сальто. Мне понравилось, показал другу, вместе загорелись идеей научиться делать нечто подобное. Тренировались на пляже Ланжерон. Научились, захотели большего. Искали и находили в Интернете новые ролики, появлялись знакомые из Англии и Франции, со временем узнали и о паркуре. И что самое интересное, когда я уже всерьез занимался паркуром, фильм «Ямакаси» к тому моменту так и не посмотрел.
Ice изучает искусство рационального преодоления препятствий уже полтора года, ранее он никаким видом спорта не занимался. В феврале — марте 2005 года основал свою команду, которая получила имя Black Sea Ninjas. Со временем команда стала лучшей в стране. Хотя это тоже весьма неоднозначный вопрос. — Оценить уровень трейсеров нелегко, — поясняет Олег. Это все-таки не спорт, никаких официальных соревнований не проводится. Разве что фестивали. Один из самых крупных в последнее время проводился в Ивано-Франковске, назывался Trace Days. Кроме нас, самой молодой, кстати, команды, были ребята со всей Украины, приехали команды и из России. Вот там в принципе стало понятно, что мы были выше уровнем всех своих, так сказать, конкурентов. В мае 2005 года Ice познакомился с Ильей Freak’ом. Теперь они оба — лучшие трейсеры в городе. «До уровня французов нам, конечно, еще работать и работать, — улыбается Freak, — хотя за то время, которое мы занимаемся, можно было достичь большего».
Тем не менее, опыт позволил ребятам основать три месяца назад на базе своей команды школу паркура. Ученики появились в том числе и благодаря упомянутым фильмам «13-й район» и «Ямакаси». — Фильмы очень серьезно повлияли на молодежь, очень многие заинтересовались движением именно после просмотра фильмов, — добавляет Олег. Подошли энтузиасты к своему делу основательно: консультировались с тренерами по гимнастике, по русскому рукопашному бою по системе Кадочникова. И сейчас школа, которая находится при Центре изучения систем выживания человека, тренирует около 20 парней и девчонок, которые также хотят в совершенстве владеть своим телом. — Мы даем им основы, а дальше уже все развиваются сами, — говорит Ice. — Правда, в самом движении из тех, кто поначалу загорелся идеей, со временем остается процентов пять, — объясняет Freak, — всему виной банальная человеческая лень. — Еще важно, чтобы был первоначальный страх и была голова на плечах, — добавляет Олег. — Если бы у меня не было страха, я был бы уже мертв. Когда я только приходил на первые тренировки, смотрел на расстояние, которое мне нужно перепрыгнуть, то ужасался. А через 4 тренировки смотрел на эти «пропасти» уже с улыбкой — ну чего тут бояться? Страх прошел с опытом. Упорство в освоении паркура сослужило ребятам хорошую службу: кроме преподавания в своей школе они еще и часто выступают на различных фестивалях. В конце лета они ездили в Крым на фестиваль исторического фехтования «Стальная роза». Некоторые киевские трейсеры (уровень трейсерских команд наиболее высок в Одессе, Киеве, Херсоне и Запорожье) со временем стали каскадерами. Да и в повседневной жизни полученные навыки помогают. — Было время, когда я одновременно и учился, и работал в двух местах, — вспоминает Ice. — Приходилось изрядно мотаться по городу. Несся по улицам на всех парах — через скамейки, заборы, машины на тротуарах. С работы домой, принял душ — и на учебу в том же темпе.
Молодые таланты
Так обстоят дела у корифеев жанра. Но есть и другие, более молодые команды. Ведь всего в городе около 400 человек, увлеченных искусством преодоления препятствий. Вообще, по словам Олега Ошарова, если хочется отыскать трейсеров (хотя не любят эти ребята больших скоплений народа), следует отправиться в парк Шевченко или на Ланжерон. На пляже в основном занимаются уличной акробатикой, а в парке Шевченко, похоже, все создано специально для тренировок паркура (на Западе, кстати, уже появляются специальные парки) — слишком много там парапетов, заборов, каменных плит, перил, турников и прочего. Там мы и встретились с командами Le Parkour Team Moving to Life и Flying Kings.
Эти ребята (их всего человек 10 — 12) больше занимаются сами для себя. Неплохие результаты показывают в уличной акробатике (на пляже Ланжерон или в Лузановке), да и в паркуре определенные успехи у них есть. Ездят в парк Шевченко специально заниматься паркуром аж с Лузановки. До нового увлечения занимались кто чем — самбо, джиу-джитсу, прыжками на батуте. Все таланты — сравнительно молодые парни: кто-то только поступил в институт, кто-то в училище, а кто-то еще и школу не окончил. Да и профессиональный возраст у них фактически младенческий — самый маленький стаж представителя «Летающих королей» 3 месяца, причем без каких-либо спортивных секций в прошлом. Что не мешает парню делать сальто назад с двухметровой высоты. Без всякого опасения. Мне удалось наблюдать, как ребята делают свои акробатические трюки — сальто, арабское сальто и т. д. Выглядит эффектно, но за этим стоят упорство и целеустремленность, желание научиться делать все лучше признанных мастеров, здоровая амбициозность.
В основном ребята узнали о паркуре от друзей. Фактически только основатель команды Moving to Life студент-первокурсник политеха Евгений (Daddy) узнал об этом движении благодаря фильму «Ямакаси». Правда, это тоже весьма спорный вопрос: «Бегал лет в 13 по двору и кричал: «Я Ямакаси, я Ямакаси», — рассказывает с улыбкой Daddy. «Пытался нечто подобное повторить. Потом только узнал, что есть такая целая система — паркур». Но уже тогда, лет в 13, Евгений загорелся идеей научиться делать трюки, как в культовом кино… Хотя ребята не очень любят зрителей на своих тренировках (предпочитают более холодные времена года, когда на пляжах и в парках поменьше отдыхающих), к славе они неравнодушны. А если быть точнее, то сейчас главная мечта парней — снять фильм с участием одесских трейсеров, обычный художественный фильм на любительские видеокамеры, который бы смог донести идею паркура до широких масс.»Не такой, как «13-й район», где толком и сюжета нет, а нормальный, где паркур и акробатика на первом плане«, — говорят о своем будущем проекте ребята. Уже почти готов сценарий, еще бы спонсора подыскать… — Жаль, что у нас никто из спонсоров серьезно паркуром заниматься не хочет», — говорит Daddy. — Многие просто об этом движении даже не знают. А нормальный зал для тренировок мы, конечно, за свои деньги снять не можем. Хотя кое-что одесские начинающие трейсеры уже могут — буквально на днях они организовали свою школу на базе команды Moving to Life, куда и приглашают всех желающих.
Движению жить? На примере команды Black Sea Ninjas, киевлян, которые стали каскадерами, того же основателя паркура Дэвида Белля видно, что эта французская пока еще все-таки новинка для наших просторов тоже может приносить доход. Если только с должной серьезностью к ней отнестись и терпеливо помогать расти местным одесским талантам. Которые, иди знай, сами могут через некоторое время (если им помочь, конечно) прославить наш город, снявшись в очередном блокбастере… Ну а пока… пока взрослые в большинстве своем предпочитают смотреть на нынешнюю молодежь как на какое-то испорченное поколение, которому всего-то для счастья нужны сигарета и бутылка пива. И не замечать тех талантливых молодых ребят, которые сами находят для себя интересные и полезные способы самореализации. Такие, как паркур — искусство рационального преодоления препятствий…
|