«Паркур»
Изначально, для обозначения тренировок использовали французские термины l’art du déplacement и le parcours.
Термин паркур был придуман Давидом Беллем и его другом Юбером Кунде (Hubert Koundé). Слово паркур (parkour) происходит от определения parcours du combattant — классического метода преодоления препятствий военной подготовки, созданного Жоржем Гербертом.
«Трейсер»
Слово «трейсер» пришло в русский язык из английского, куда в своё время попал французский термин traceur ([tʁasœʁ]) и traceuse ([tʁasøz]) — имя нарицательное, используемое для обозначения людей, занимающихся паркуром. Французское существительное происходит от французского глагола tracer, который обычно означает «следить», но на сленге также именуется, как «идти быстрее». В документальном фильме-интервью режиссёра Крэйга Пентака (Craig Pentak) Стефан Вигру (Stephane Vigroux) (один из родоначальников паркура, основатель организации Parkour Generations) высказался об определении трейсера так:
«В настоящее время слово „трейсер" является самостоятельным определением. Но изначально мы так называли нашу команду, в которую входили: мой брат, Себастьян Гудо, Тома, Малик Дюф, Микель Рамдони, Джером Бенаес, Себастьян Фукан, Давид Белль и я. Это была команда, созданная после „Ямакаси", и мы называли себя „Трейсеры" (имеется в виду, другая команда — другое название). А сегодня это общепринятое обозначение. Авторами этого слова была команда молодых людей, но для меня это не так важно, так как это ограничивает дисциплину».
Другие основные понятия
Несмотря на французское происхождение паркура, получили распространение и применяются, в том числе и в России, английские названия терминов. Accuracy Jump, Precision Jump прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них. Balance стойка на ногах с целью сохранения баланса. Barrel преодоление препятствия за счет опоры на него одной рукой и поворота спиной к нему. Blind Jump прыжок «в слепую», когда не видно точки приземления. Cat Balance стойка на руках с целью сохранения баланса. Cat Leap (англ. "кэт лип" — «прыжок по-кошачьи») прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стопами в стену при согнутых коленях. Также само положение на стене с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену. Cat Passing преодоление препятствия за счет опоры на него руками и не касаясь ногами. Double King-Kong То же, что и King-Kong, только перед подносом ног происходит один толчок руками для преодоления ещё большего расстояния, уже после которого руки ставятся на поверхность и выполняется Kong. Drop (англ. "дроп" — «падать») прыжок с высоты, выполняется в движении или с места (например, из позиции cat leap). Амортизировать падение можно ногами и руками. Также при приземлении может выполнятmcя кувырок (roll). King-Kong Monkey Kong, выполненный в прыжке через препятствие на значительное расстояние (1-3 м). Monkey Kong преодоление препятствия с опорой на руки и пронесением ног между руками. Reverse преодоление препятствия за счет опоры на него руками и поворота спиной к нему. Roll кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах. Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину. Spring Jump прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук. Tic-Tac, One-Two отталкивание от одного препятствия для преодоления другого. Wall Pass преодоление стены. Wallrun бег по стене, когда вверх по стене делается 1, 2, 3, или 4 шага, с помощью или без помощи рук с целью набора высоты для достижения труднодоступного места, либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка или другого элемента.
В названии элементов паркура на разных языках имеются заметные разногласия, что иногда приводит к недопониманиям при общении. Постоянное развитие дисциплины не всегда позволяет вовремя отслеживать появление новых элементов. Однако постепенно устанавливается общепринятый набор терминологии, на основании которого появляется возможность для методологических разработок, в частности, последовательности изучения элементов.
|